В ком нет любви к стране родной,
те сердцем нищие калеки.
Тарас Шевченко
Лучшее средство привить детям любовь к отечеству
состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
Шарль Луи де Монтескьё
Изучение родного края - один из ведущих факторов воспитания дошкольников.
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».
Необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Считаю, что воспитатель не должен допускать такого равнодушия у детей, которые через год станут школьниками.
Большие возможности по реализации этого направления в работе открывает примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “Детство” авторы Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др., переработанная в соответствии с федеральными государственными требованиями. Цель программы - обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: физического, волевого, социально-личностного. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно - прикладное искусство. Реализуя этот раздел программы, мы пришли к выводу, что изучение народной культуры на краеведческом материале наиболее эффективно, поскольку позволяет решить не только образовательные, но и, что особенно важно, воспитательные задачи, а именно: воспитание патриота, пытливого и увлеченного ребенка, интересующегося историей родного края и людьми, которые эту историю творили. Именно поэтому появился наш педагогический проект, в котором мы уделили особое внимание активным формам обучения и воспитания, взяв за основу модель взаимодействия «педагог - дети – родители».